Оскар-2008, как он был
Итак, в 4 утра по Москве, 25 февраля, стартовала 80-я юбилейная церемония награждения лауреатов премии «Оскар», прямая трансляция события велась американским ABC, а в России — Первым каналом, мы же, одновременно, проводили наш онлайн-репортаж. Напомню, что претендентов на победу в оскаровской гонке этого сезона было несколько: «Нефть» (8 номинаций), «Майкл Клейтон» и «Искупление» (по 7), но главный — всего один. Наибольшие шансы на победу в основных номинациях принадлежали криминальной драме братьев Коэнов «Старикам тут не место» — 8 номинаций и практически гарантированные 4 победы, в том числе за лучший фильм, сценарий и лучшую режиссуру. Также Коэнам досталась победа и в голосовании читателей КиноКадра (47% считали, что победить должны именно они).
Итак, церемония начинается, а мы уже представили вам полный список номинантов, а также подробные прогнозы в основных категориях. Есть над чем поразмыслить, наши персональные предпочтения по каждой из спорных номинаций вы ещё узнаете в процессе трансляции, пока же Первый предваряет вручение показом классического представителя кинофантастики новой волны — фильма «Гаттака», кстати номинированного в 1998 году на «Оскар» за лучшего художника-постановщика, в то время как режиссёр фильма Эндрю Никкол в том же 1998 номинировался в качестве сценариста другого не менее известного фильма — «Шоу Трумана».
Сейчас начнётся трансляция прохода по красной дорожке, а в студии — традиционные Борис Берман и Ильдар Жандарёв рассуждают о том, ждать ли от юбилейной церемонии сюрпризов. Начинается ролик об «Оскаре» вообще — когда он был впервые вручён (в 1929 году), когда ему было придумано название (ещё 10 лет спустя), лидеры побед (29 Оскаров Уолта Диснея и по 11 статуэток «Властелина Колец», «Бена Гура» и «Титаника»). На экране Джон Траволта, Хавьер Бардем дают интервью на дорожке. Ведущие вспомнили о забастовке сценаристов, которая чуть не привела к срыву церемонии.
А «Первый» покуда представляет номинантов в категории «лучший фильм». Теперь настала очередь номинантов за лучший иностранный фильм, в котором не только две отечественных картины — «Монгол» и «12», главный же конкурент наших (впервые их сразу двое благодаря стечению обстоятельств — «Монгол» номинирован от Казахстана) — фильм Анджея Вайды «Катынь» (при этом Вайда тоже уже обладатель «Оскара», правда только почётного). Не забыт и отечественный аниматор Петров (снимающий, однако, на Западе), а также Сергей Гармаш, который не только снялся и у Вайды, и у Михалкова, озвучил роль у Петрова, но и участвовал в отечественной озвучке ещё одного потенциального победителя — мультфильма «Рататуй».
На ковровой дорожке показывают Николь Кидман и Вигго Мортенсена с дочерью. После блока рекламы показывают мужчин в чёрном, несущих портфели с результатами голосования, каких-то сумасшедших оскаровских невест, а потом речь заходит о номинантах за лучшую мужскую роль, а теперь и женскую, в лице дважды номинированной Кейт Бланшетт.
Многословно обсуждаются платья участниц прошлых церемоний. Более интересная тема — о количестве номинаций, которых изначально меньше, потом стало больше, а теперь вот 24. Моё мнение — «Оскар» явно недополучает из-за отсутствия в списке пункта «лучшая комедия» — не припомню, чтобы фильмам лёгкого жанра вообще вручали статуэтки за лучший фильм.
Итак, прямое включение из кинотеатра «Кодак». Прокручивается традиционно красочный вступительный ролик, на этот раз иллюстрирующий, в какой ад превратились бы обычные городские улицы, дай киношникам волю. Ведущий церемонии — опытный в этом деле комик Джон Стюарт.
Начинается всё забастовкой, особенно тем, что стоит сценаристов почаще приглашать куда-нибудь, может они и бастовать не станут. Теперь ожидаемая шутка про сплошных маньяков-убийц в «лучших фильмах». Слава богу, есть на свете тема подростковой беременности и «Джуно». Не забыты и прочие номинанты, а также «раввин» Джек Николсон. А у переводчика фрустрация на слове «волнительный». Ведущий не мог не пошутить про демократов, ведь если они выбирают между чернокожим и женщиной, то астероид скоро врежется в Статую Свободы.
Первую номинацию представляет Дженнифер Гарнер. Кажется, это дизайн костюмов: номинанты «Через Вселенную», «Искупление», «Золотой век», «Жизнь в розовом цвете», «Суини Тодд, маньяк-парикмахер». И первый «Оскар» идёт «Золотому веку»!
На сцену выходит Джордж Клуни, он представляет подборку кадров из прошлых церемоний в честь юбилея премии. А ведущий пошутил про кино на «широком экране» мобильного телефона.
Стив Карелл и Энн Хэтэуэй выходят представлять категорию серьёзное «документальное кино» «лучший анимационный фильм»: «Персеполис» (Франция), «Рататуй», «Лови волну!». И «Оскар» вполне предсказуемо гоуз ту Брэд Бёрд и его «Рататуй». Победитель рассказывает о том, как его в школе отговаривали снимать кино.
Следующая номинация: лучший грим. Список претендентов: «Жизнь в розовом цвете», «Уловки Норбита», «Пираты Карибского моря 3: На краю света». И вслед за британскими академиками статуэтка отдана «Жизни в розовом цвете».
Ведущий церемонии делает вид, что будет петь песни-номинанты. Но нет. Эми Адамс и её песенка из «Зачарованной», первый номинант в категории «лучшая песня». Из этого фильма у нас будет сегодня ещё две песни. Так легли звёзды в лице академиков. Прошу заметить, песни поются вживую. А играет живой оркестр.
Нам показывают ролик про оскароносную пару Кэтрин Зета-Джонс — Майкл Дуглас. А «Первый» уходит на рекламу.
Возвращаемся в «Кодак». Представлять выходит Дуйэн «Скала» Джонсон и его номинация — «лучшие визуальные эффекты»: «Золотой компас», «Пираты Карибского моря 3: На краю света», «Трансформеры». Мы тут радеем, разумеется, за «Трансов». Но побеждает... (па-бам!) «Золотой компас». Тоже вослед «Бафте». Ну, что ж, драка была серьёзная, победа тоже вполне заслуженная, панцербьёрны жгут.
На сцену выходит Кейт Бланшетт. В категории «лучший художник-постановщик» номинированы: «Гангстер», «Искупление», «Золотой компас», «Суини Тодд, маньяк-парикмахер», «Нефть». Тоже серьёзное соревнование, проще разорваться, чем выбрать лучший фильм. А побеждает «Суини Тодд, маньяк-парикмахер»! Тоже более чем заслуженная победа. А вот «Искупление» остаётся с носом и британскими академиками.
Нам показывают ролик, представляющий прежних обладателей статуэтки за лучшую мужскую роль второго плана.
А текущих номинантов представляет Дженнифер Хадсон: Кейси Аффлек («Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»), Хавьер Бардем («Старикам тут не место»), Филип Сеймур Хоффман («Война Чарли Уилсона»), Хал Холбрук («На природу»), Том Уилкинсон («Майкл Клейтон»). Тут, как говорится, без шансов. Хавьер Бардем! И первая статуэтка в копилку Коэнов.
А мы возвращаемся в студию «Первого», где ведущие рассуждают о том, что почти все эти фильмы мы уже видели. От себя скажу, что «Майкл Клейтон» из прокатной сетки как-то неожиданно растворился в последний момент, а «Джуно» и «Нефть» выйдут со дня на день.
Теперь юмористическая подборка о том, что бы мы смотрели, если бы продолжалась забастовка — «бинокли и телескопы в кино», «страшные сны».
На сцену выходит Керри Рассел, она представлет песню из фильма «Август Раш». Исполняет афроамериканский хор.
К микрофону выходит Оуэн Уилсон. Он представляет номинацию «лучшая игровая короткометражка». А победителем становится французский «Моцарт карманников» Филиппа Поле-Вильяра.
Нам показывают шутливую нарезку «пчёлы в кино», а заодно номинацию за лучшую анимационную короткометражку. Тут мы болеем за Александра Петрова, но приз уходит... «Пете и волку». Опера отечественная, но победитель американский. Нам показали кукольный мультфильм, а мы не обиделись.
Теперь пришла очередь подборки, иллюстрирующей историю вручений Оскаров за лучшую женскую роль второго плана. Объявлять победительницу выходит Алан Аркин. Номинантки: Кейт Бланшетт («Меня там нет»), Руби Ди («Гангстер»), Сирша Ронан («Искупление»), Эми Райан («Прощай, детка, прощай»), Тильда Свинтон («Майкл Клейтон»). Тоже невероятно тяжёлая борьба в этой номинации. Три разных приза, которые уже были вручены раньше («Золотой глобус», приз гильдии киноактёров и Бафта), ушли разным актрисам. А победительницей становится Тильда Свинтон и это первая статуэтка в копилку «Майкла Клейтона». Для Тильды это несомненный прорыв, наконец-то её перестанут считать неудачным клоном Кейт Бланшетт, шутка.
Небольшая пауза, а после возвращения в студию нам представляют победителей в области технических достижений в кино. А ведущий тут как тут, шутит про беременность Кейт Бланшетт, Николь Кидман Анжелины Джоли и Джессики Альбы. А также Джека Николсона.
Джош Бролин и Джеймс Макавой выходят и представляют номинацию за лучший адаптированный сценарий: «Искупление» (Кристофер Хэмптон), «Вдали от неё» (Сара Полли), «Скафандр и бабочка» (Рональд Харвуд), «Старикам тут не место» (Джоэл Коэн, Итан Коэн), «Нефть» (Пол Томас Андерсен). Ну, мы все понимаем, кто будет победителем... да, «Старикам тут не место» и вторая статуэтка в копилку Коэнов.
Теперь дело дошло до ролика, в котором рассказывают, как происходит отбор номинантов и голосование за победителей в разных категориях.
Следующая песня-номинант, снова «Зачарованная», привыкайте. Между тем уже 10 статуэток распределены, дело идёт к экватору церемонии.
На сцену выходят придуривающиеся Джона Хилл и Сет Роген, очередной раз доказывая, как они похожи, а между тем они представляют категорию «лучший звуковой монтаж»: «Ультиматум Борна», «Старикам тут не место», «Рататуй», «Нефть», «Трансформеры». Мы болеем за «Борна», он и получает!
Теперь очередь звукорежиссёра: «Ультиматум Борна», «Скафандр и бабочка», «На природу», «Старикам тут не место», «Нефть». Британские академики, которые ошибаются только в случае «Искупления», голосовали за «Борна», он и получает! Две статуэтки для нашего любимца.
Нам же представляют нарезку прежних обладательниц премии за лучшую женскую роль. Вручать эту премию выходит Форест Уитакер. Номинантки этого года: Кейт Бланшетт («Золотой век»), Джули Кристи («Вдали от неё»), Марион Котийяр («Жизнь в розовом цвете»), Лора Линни («Дикари»), Эллен Пэйдж («Джуно»). Главная претендентка на награду — Джули Кристи, но я лично выбрал бы Эллен Пейдж. А кто же победительница? Марион Котийар! Неожиданно. Но вы знаете, британские академики снова угадали. Опять же, сказать, что это серьёзное разочарование, это ничего не сказать. И речь победительницы — тому отдельное подтверждение.
После паузы мы снова возвращаемся в кинотеатр «Кодак», на сцену выходит Колин Фарелл. Он представляет ещё одну песню-номинант, песню из фильма «Однажды».
А вот и долгожданный Джек Николсон, кого же он представит? Правильно, нарезку из всех лучших фильмов за 80-летнюю историю премии. Феноменальная коллекция. А что из этого всего вы смотрели?
Рене Зельвегер выходит на сцену, чтобы представить номинантов на премию за лучший монтаж: «Ультиматум Борна», «Скафандр и бабочка», «На природу», «Старикам тут не место», «Нефть». Ну, вы знаете, за кого я болею. Опять же британцы не могут ошибаться... есть! третья статуэтка «Ультиматуму Борна». Три из трёх возможных. Неожиданный лидер в оскаровской гонке, не находите?
Николь Кидман выходит на сцену и представляет почётный «Оскар» этого года: художник-постановщик Роберт Бойл, в его копилке более ста фильмов, из которых самыми известными являются фильмы Альфреда Хичкока.
Ведущий приглашает на сцену Пенелопу Крус, которая представляет долгожданную категорию «лучший фильм на иностранном языке»: «Бофор» (Израиль), «Фальшивомонетчики» (Австрия), «Катынь» (Польша), «Монгол» (Казахстан), «12» (Россия). Ну, удивите нас! Удивили, ничего не скажешь — «Фальшивомонетчики»!
Патрик Демпси представляет последнюю на сегодня песню из «Зачарованной». Чего в них такого? Или это на безрыбье? Ну так дали бы номинацию тому же «Борну», даром что песня у него одна и та же уже три серии. А что, постоянсство стиля — признак профессионализма, хехе.
Джон Траволта не преминул станцевать вальс под сурдинку. Пора объявить «Оскара» за лучшую песню. Напомню номинантов: “Falling Slowly” («Однажды»), “Happy Working Song” («Зачарованная»), “Raise It Up” («Август Раш»), “So Close” («Зачарованная»), “That’s How You Know” («Зачарованная»). А приз получает фильм... «Однажды»! Малобюджетки рулят, моё почтение.
Удачная шутка про «Боинг» Траволты, его пилотажное мастерство уже натёрло прессе мозоль на одном месте.
Кэмерон Диаз объявляет номинацию за операторскую работу: «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», «Искупление», «Скафандр и бабочка», «Старикам тут не место», «Нефть». Роджер Дикинс как известно тут номинирован сразу за два фильма. Но приз получает Роберт Элсвит и его фильм «Нефть»! Вот и первый Оскар этого фильма.
Теперь традиционный ролик с печальным списком умерших за этот год кинематографистов. Среди них: Микеланджело Антониони, Жан-Пьер Кассель, Ингмар Бергман, Хит Леджер.
И ещё одна номинация — «Лучший саундтрек», в этом году номинированы: «Искупление» (Дарио Марианелли), «Бегущий за ветром» (Альберто Иглесиас), «Майкл Клейтон» (Джеймс Ньютон Ховард), «Рататуй» (Майкл Джиаччино), «Поезд на Юму» (Марко Бельтрами). И предсказуемая победа «Искупления», и первый Оскар фильма.
Том Хэнкс выходит на сцену чтобы представить прямое включение из Багдада. Господа и дамы в хаки представляют документальные короткометражки. Победитель: "Freeheld". «Борьба за дискриминацию» рулид. Теперь речь о полнометражных документалках. Тут тоже традиционная политкоректность в числе номинантов: Ирак, снова Ирак, Майкл Мур, обратно Ирак и Африка. А побеждает фильм "Taxi to the Dark Side". Это Ирак, да.
Харрисон Форд, молодой и бодрый, вышел объявлять категорию «Оригинальный сценарий»: «Джуно» (Дьябло Коди), «Ларс и настоящая девушка» (Нэнси Оливер), «Майкл Клейтон» (Тони Гилрой), «Рататуй» (Брэд Бёрд), «Дикари» (Тамара Дженкинс). Мы с британскими академиками голосуем за «Джуно»! И гильдия сценаристов тоже. Без шансов — «Джуно» победитель. А вы знали, что Дьябло — это женское имя? А вот. Первая статуэтка фильма.
Итак, пришло время категории за лучшую мужскую роль, нам показывают нарезочку победителей последних лет, а вручать статуэтку выходит Хелен Миррен в красном платье. Номинанты: Джордж Клуни («Майкл Клейтон»), Дэниэл Дэй-Льюис («Нефть»), Джонни Депп («Суини Тодд, маньяк-парикмахер»), Томми Ли Джонс («В долине Эла»), Вигго Мортенсен («Порок на экспорт»). Есть желающие поставить не на Дэниела Дэй-Льюиса? Ну и зря. Победитель — «Нефть». И вторая статуэтка фильма.
Итак, осталось всего две главных номинации. Ждём, ждём. Текущие итоги: 3 Оскара «Борна», по два Оскара у «Стариков» и «Нефти», по одному у «Клейтона», «Искупления», «Рататуя» и «Джуно». Вроде бы между главными претендентами на оставшиеся награды паритет. Потому не будем портить интригу моим немудрящим прогнозом.
Нам показывают нарезку лучших режиссёров прежних лет.
Вручать будет прошлогодний триумфатор Мартин Скорсезе. Номинанты, для тех, кто подзабыл: «Скафандр и бабочка» (Джулиан Шнабель), «Джуно» (Джейсон Рейтман), «Майкл Клейтон» (Тони Гилрой), «Старикам тут не место» (Джоэл Коэн, Итан Коэн), «Нефть» (Пол Томас Андерсон). И победители: Джоэл Коэн и Итан Коэн. 3:2 в пользу братьев-акробатьев!
А вручать «лучшую картину» будет Дензел Вашингтон, похожий на очень загорелого Бондарчука. Номинанты: «Искупление», «Джуно», «Майкл Клейтон», «Старикам тут не место», «Нефть». И победители — снова Коэны и их «Старикам тут не место»! Четыре обещаных статуэтки легли как шар в лузу. Браво!